Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

"Работает даже для тех, кто не верит»: как суеверия и ритуалы помогают нам в жизни

Откуда взялось магическое мышление: история нашего мага


Я была ребенком, но помню, что четко понимала: реальной угрозы эта вещь не представляет. И все же знала, что делают черти в сказках, и мое воображение не было спокойным. С одной стороны, сознавала, что это неодушевленный предмет, а с другой — боялась его как носителя некоего «злого духа», способного действовать по своему усмотрению.


Дети верят в то, что предметы могут говорить, общаются с воображаемыми существами, ждут фей и боятся монстров. Это черты анимистического мышления — когда человек воспринимает объекты физического мира как наделенные душой и придает им психологические характеристики. Историки культуры решили называть этим словом дорелигиозные верования наших предков. Рядом с анимизмом стоит магическое мировоззрение — вера в то, что можно с помощью определенных действий влиять на силы, которыми наполнен мир. Анимистические и магические представления о мире заложили основу для формирования религий. Но религии их полностью не стерли, и они продолжают существовать сегодня, и не только в детском сознании.


Магия была нужна человеку тогда, когда он сталкивался с явлениями, на которые не имел влияния. Люди знали, как обрабатывать землю, чтобы она давала плоды, но тем не менее к своим практическим знаниям, которые позже мы назвали научными, приобщали и некоторые магические ритуалы. Потому что даже если весь алгоритм действий выполнен, в игру вступают независимые от человека силы: дожди или засухи, — и урожай погибает. Магическими методами человечество стремилось получить контроль над неконтролируемым, над неопределенностью будущего.


И сегодня суеверные ритуалы служат нам для того, чтобы повлиять на то, на что мы не имеем влияния. Постучать трижды по дереву — и что-то плохое не случится. Не вынести мусор на ночь, не передавать деньги через порог, не смотреть в разбитое зеркало, не крутить шапку на руке, задуть свечи и загадать желание — все суеверия невозможно перечислить не только потому, что их много, и в каждой культуре свои (есть даже Оксфордский словарь суеверий), а потому, что мы постоянно изобретаем новые. Туристы не берут в поход вещи желтого цвета и вилку — иначе будут дожди.


Мы изобретаем их для стрессовых ситуаций: интервью, перелет, экзамен, операция. Чем опаснее профессия, тем больше суеверий вокруг нее. Много их у шахтеров. Нельзя говорить «последняя смена», в шахте нельзя обозначать что-то крестиком, свистеть, надевать новую спецовку и — конечно же! — в шахту нельзя пускать женщину.





*Ученые объясняют магическое мышление особенностями работы мозга. Наш мозг ищет связи. И делает это для того, чтобы выжить.


Есть известный, хоть и довольно давний эксперимент «Суеверия у голубей» психолога-бихевиориста Берреса Скиннера (1948 год). Голодных голубей помещали в клетку и кормили с равными интервалами, независимо от того, что делала птица. Но со временем голуби начали выполнять странные действия: один вращался вокруг себя, другой стучал в определенный угол клетки, третий качался, как маятник. То есть голуби вели себя так, будто вызывали подачу пищи, стремились своими действиями повлиять на независимое от них — демонстрировали магическое мышление.


Голубям в лаборатории это не помогло, но человеку в процессе эволюции формирование связей и наблюдение закономерностей помогло выжить. Отравился ягодами определенного цвета — в следующий раз не ешь, будешь поливать семена — они прорастут, возьмешь зонтик — дождь не пойдет… Стоп, это уже суеверие.


Как пишет Мэтью Гатсон в книге «7 законов магического мышления», мозг конструирует реальность в самый полезный для человека способ. Мы все слышали о когнитивных искажениях — да, это именно они. «Ключевое слово здесь — полезный, а это не то же, что правильный. Мозг не озабочен тем, что реально происходит: ему надо остаться живым и продолжить себя, и поэтому он вас обманывает», — пишет Гатсон.



*Один из законов магического мышления — образ/имя равняется объекту. То есть воздействуя на образ (фото, куклу вуду), вы воздействуете на человека. Ученые провели эксперимент, предложив людям две баночки с сахаром. На одной была наклейка «сахароза», на другой — «яд», но участников проинформировали, что в обеих баночках сахар. Далее участники растворяли сахар в воде и должны были выпить из любой бутылки — и больше людей отдавали предпочтение той, где было написано «сахароза». Результат повторился и тогда, когда люди приклеивали стикеры на баночки с одинаковым содержимым собственноручно.